Токены с электронной цифровой подписью
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) уже стала нормой в современном бизнесе. Она активно задействуется в электронном документообороте, как внутри компании, так и за ее пределами, при взаимодействии с госорганами, в электронной переписке, обмене файлами и подписании транзакций в системе дистанционного банковского обслуживания. ЭЦП подтверждает авторство документа, его неизменность и оригинальность содержания, позволяя ее владельцу, будь то физическое или юридическое лицо, решать задачи быстро и безопасно.
Федеральный закон ФЗ-63 «Об электронной подписи» не регламентирует способ хранения ключей, но требует обеспечивать их конфиденциальность. С этой целью для надежного хранения ЕРЦ используются токены - специальные носители ключей для электронной цифровой подписи, внешне напоминающие флешку (USB-носители) либо банковскую карту (модели в формате смарт-карт).
Существует немало токенов, на которые можно записать электронную подпись. Главное, чтобы они были сертифицированы и имели формат USB тип-A (таково требование ФНС). Среди популярных в России токенов можно выделить Рутокен, JaCarta, ESMART, все они имеют по несколько разновидностей, что позволяет подобрать токен под свои задачи. Востребованной моделью является esmart token usb - сертифицированный ключевой носитель от группы компаний ISBC.
Сфера применения токенов с ЕЦП довольна широка: от подтверждения юридической значимости документа и надежной аутентификации вместо привычной связки логин-пароль до безопасного хранения данных в виде идентификаторов, ключей шифрования и ключей электронной подписи.
Для чего нужна ЭЦП
Информация, заверенная электронной подписью, признается юридически значимой и принимается во всех официальных инстанциях с ЭДО:
- площадки для электронных торгов: госзаказы, реализация имущества банкротов, коммерческие торги;
- арбитражные суды (дистанционная подача заявлений, жалоб и апелляций);
- информационные госпорталы: ЕГАИС, Госуслуги, ФАС, ЕАИС ФСТ, Роскомнадзор и др.;
- государственные органы, принимающие отчетность в режиме онлайн: ФНС, ФСС, ПФР;
- корпоративный ЭДО;
- отраслевой документооборот (медицина, ЖКХ, банковский сектор и др.).
Использование ЭЦП имеет место и в частной жизни, например, для ведения электронной документации с работодателем; регистрации сделок с недвижимостью на сайте Росреестра; подачи прошения, судебного иска или жалобы в суд; отправки заявлений в Роспатент; оформления онлайн-кредита; заверения доверенностей; взаимодействия с ГИБДД (оплата штрафа, переоформление транспортного средства); оформления заявления на поступление в детский сад, школу, ВУЗ и др. Владельцам кассовых аппаратов цифровая подпись нужна для удаленной постановки ККТ на учет в ФНС, а также для заключения договора с ОФД.
Преимущества электронной подписи
Преимущества электронной подписи очевидны, поскольку она позволяет в считанные минуты доставить документы адресату и признать их юридически значимыми, то есть подлинными. Кроме того, использование ЭЦП позволяет:
- сократить издержки за счет отказа от бумажных носителей;
- упростить систему документооборота;
- минимизировать риск потери файлов при отправке;
- гарантировать достоверность и неизменность отправленной информации.
Преимущество электронной подписи перед обычной особенно стало заметным в период пандемии, поскольку ЭЦП позволила своим владельцам работать дистанционно. Сотрудникам не нужно было приходить в офис и тратить время на подписание документов, фрилансерам — ждать курьеров или идти на почту, чтобы отправить подписанные акты, приложения и прочие бумаги.
Заключение
Электронный документооборот успешно решает одну из ключевых проблем современного бизнеса — избавляет от длительной бумажной волокиты. Владельцы электронной подписи могут быстро и безопасно отправлять отчетность в контролирующие органы и обмениваться документацией с контрагентами из любой точки, где есть доступ к интернету. А использование токенов для ЭЦП помогает сохранить конфиденциальность любого документа, благодаря использованию многоуровневой аутентификации.